Лего-конструирование
Итоговый лего-проект по теме "Зима" в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи под руководством учителя-логопеда.
Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Дошкольное
детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает
к нему своё отношение.
Традиционные
формы и методы обучения все в меньшей степени способны откликаться на изменения
характеризующие современность.
Современные
дошкольники часто отдают свое предпочтение лего-конструктору, и не зря!
Использование лего-технологий
способствует:
· развитию
у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы,
окрашенные в основные цвета;
· развитию
и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления,
делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез,
классификация, обобщение);
· тренировке
пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем
поможет подготовить руку ребенка к письму;
· сплочению
детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети
учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу
важность данного конструктивного решения;
· конструктивная
деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет
построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в
дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)
В
работе с лего-конструктором у ребенка возникает чувство безопасности, так как
конструирование – это мир под его контролем.
Лего-конструктор не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся образовательная работа воспринимается им как игра.
Лего-конструктор не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся образовательная работа воспринимается им как игра.
Лего -
конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий в дошкольных
учреждений. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время
у него развивается: память, внимательность, ловкость, умение обобщать и
сравнивать предметы, познавательная активность и эмоционально - волевая сфера.
Во время игры с Лего - конструктором включаются различные группы мышц,
происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы,
мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а
следовательно и на развитие речи. Поэтому применение Лего-технологий,
ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в
логопедической работе. Лего-конструктор
– это универсальный дидактический материал, который можно использовать на любых
занятиях.
Закрепление сенсорных представлений и пространственного восприятия с помощью лего-конструирования:
·
Для развития слуховой памяти и увеличения объёма
произвольного слухового внимания используется упражнение «Волшебный диктант»,
где тетрадный лист заменяется планшет - пластиной, а карандаш – лего-деталями.
При формировании у ребенка пространственных представлений и усвоении их
словесных обозначений используется геометрическая мозаика. Сначала ребёнок
должен научиться показывать, какие геометрические фигуры располагаются вверху и
внизу от центральной фигуры, а какие - справа и слева от неё. В последующем, по
словесной инструкции, дети сами располагают фигуры на пластине. Данные задания
помогают детям в игровой форме усвоить такие понятия, как «вверху - внизу»,
«выше - ниже», «справа – слева». Собирая пирамиду или другую постройку, дети
познают трёхмерное пространство и знакомятся с пространственными предлогами:
«над», «под», «между», «возле», «перед», «около» и другими. Все описанные виды
работ активизируют зрительное внимание ребёнка, приучают его присматриваться к
предлагаемым изображениям и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза
сходство, но и небольшие различия.
Примеры дидактических игр для
младших дошкольников:
«Найди кирпичики, как у меня»
Цель: закреплять цвет, форму
детали.
«Разложи по цвету»
Цель: закреплять цвета.
Цель: закреплять цвет, форму,
внимание
«Собери модель по памяти» (из 4-6
деталей),
«Простые логические цепочки».
В
старшем дошкольном возрасте при знакомстве и закреплении состава числа на занятиях
активно используется лего-мозайка.
Легоконструирование на занятиях по обучению грамоте.
Важная роль при подготовке к школе отводится развитию мелкой моторики. Предлагая детям
работу с мелкими элементами, требующими тонких и точных движений пальцев и
четкого согласования движения руки и глаза, мы готовим руку ребенка к письму.
На начальном этапе по подготовке к обучению грамоте знакомим детей
с термином «звук». С этой целью используются лего-человечки в разноцветных
костюмчиках. Человечки в красных костюмчиках изображают гласные звуки, в синих
и зелёных - согласные звуки (цветовая гамма помогает усвоить их «твёрдость» и
«мягкость»). Для уточнения предлагаем детям самостоятельно построить домики для
своих героев.
Для лучшего
запоминания образа буквы необходимо задействовать как можно больше анализаторов
(зрительный, тактильный, кинестетический). С
данной
задачей справляется лего-конструктор. Для поддержания интереса на занятии, при
знакомстве с новой буквой, детям предлагается загадка. Отгадка (буква) выкладывается
на планшете с помощью лего-элементов.
К концу
дошкольного периода дети знают буквы, большинство из них умеют читать.
Лего-конструирование
при закреплении лексических тем в
разной деятельности
помогает детям, более эмоционально проявляют свои
познавательные возможности. Можно использовать различные
задания на построение героев изученных сказок, пройденных животных, растений,
транспорта, строительства зданий, при закреплении ПДД. Лего-конструктор приходит на помощь в тех
случаях, когда ребята участвуют к подготовке к театральной постановке. Сначала
они строят своих героев из конструктора, и, репетируя, озвучивают их.
Поправляя
детей, педагог указывает
на ошибки их героев, а не их самих, что позволяет некоторым ребятам перестать
бояться совершить ошибку. Работа над
пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа
не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора,
помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и
логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей
сложности, с постепенным убыванием наглядности.В силу своей универсальности лего-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить образовательный процесс в ДОУ.